Импортозамещения на пути к экономическому росту

В последние годы для Украины характерно отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Реалии сегодняшнего дня требуют от руководства государства решительных шагов по переориентации приоритетов внешнеэкономической деятельности с учетом требований мирового рынка. В прошлом году Президент и Правительство Украины задекларировали курс на разработку и реализацию стратегии импортозамещения.

7 июля 2010 Николай Азаров, Премьер-министр Украины, открывая заседание правительства, среди прочего отметил, что «... импортозамещения должна стать безусловным приоритетным критерием для любых отраслевых и территориальных программ развития, которые мы сможем ввести под« финансовым зонтиком »средств МВФ» (Вступительное слово Премьер-министра Украины Николая Азарова на заседании Кабинета Министров 7 июля 2010 (www.kmu.gov.ua)).

В начале 2011 г.. Правительство начало реализацию намеченной стратегии. В частности, премьер-министр Украины поручил первому вице-премьеру Андрею Клюеву разработать программу импортозамещения товаров производственного назначения. А потом в эфире одного из ведущих телеканалов Азаров рассказал о перспективах импортозамещения в сфере производства лекарств. Он сообщил, что правительство готово предоставить льготные кредиты тем предприятиям, которые будут производить в Украине лекарства, а также покупать лицензии на производство лекарств в нашей стране. Азаров отметил, что в течение 2-3 лет необходимо провести импортозамещение в части производства отечественных лекарственных средств (www.unian.net).

22 февраля 2011 в Минздраве Украины состоялось совещание министра здравоохранения Украины Ильи Емца с основными украинскими производителями лекарственных средств. Во исполнение протокольного решения этого совещания приказом Минздрава от 18.03.2011 г.. № 82-Адм «О создании рабочей группы» была создана рабочая группа по разработке проекта концепции Государственной программы развития импортозамещающих производств в Украине и замещения импортируемых лекарственных средств отечественными, в том числе биотехнологическими препаратами и вакцинами (далее - проект концепции), а также утвержден ее персональный состав.

В соответствии с приказом Минздрава от 18.03.2011 г.. № 82-Адм рабочей группе поручено

  • в срок до 08.04.2011 г.. разработать проект концепции Государственной программы развития импортозамещающих производств в Украине и замещения импортируемых лекарственных средств отечественными, в том числе биотехнологическими препаратами и вакцинами (далее - Государственная программа)
  • в срок до 16.05.2011 г.. провести общественное обсуждение и обеспечить согласование проекта концепции Государственной программы, с заинтересованными центральными органами исполнительной власти;
  • в срок до 17.05.2011 г.. представить на рассмотрение в Кабинет Министров Украины проект концепции Государственной программы для ее одобрения.

Первое заседание рабочей группы состоялось 29 марта текущего года, второе - 4 апреля. На последнем заседании проект концепции был представлен представителям профессиональной фармацевтического сообщества, которые были приглашены на мероприятие, а 11 апреля документ обнародовали на официальном сайте Минздрава Украины с целью общественного обсуждения.

Проектом концепции определяется, что решение существующей проблемы развития импортозамещающих производств и замещения импортируемых лекарственных средств отечественными требует системного программно-целевого подхода, который предусматривает соответствующую государственную поддержку и сопровождение целевых программ.

Возникает вопрос: приведет реализация программы импортозамещения в фармацевтической отрасли, предусмотренное проектом концепции, к ожидаемым результатам?

Термин «импортозамещения» не нов для Украины. В 2003 г.. Во исполнение Указа Президента Постановлением КМУ был одобрен Государственной программе развития промышленности на 2003-2011 гг. Среди путей увеличения конкурентных возможностей промышленности было предусмотрено активизацию политики импортозамещения с целью максимального использования многопрофильного национального производства для развития конкуренции, удовлетворение потребностей внутреннего рынка, улучшение платежного баланса и сохранения валютных резервов государства. Несмотря на выбранный в 2003 г.. Курс показатели внешнеэкономической деятельности Украины ухудшились, начиная с 2005г., В том числе за счет увеличения отрицательного сальдо внешнеторгового баланса.

Приведет реализация программы импортозамещения в фармацевтической отрасли, предусмотренное проектом концепции, к ожидаемым результатам?

Импортозамещение - процесс сокращения или прекращения импорта определенных товаров путем их вытеснения (замещения) с внутреннего товарного рынка страны аналогичными отечественными, адекватными и с более высокими потребительскими свойствами и стоимостью не выше импортных. Мировой опыт показывает, что при реализации стратегии импортозамещения возможно применение протекционистских мер. В свою очередь для стран - членов Всемирной торговой организации (ВТО), в которую сейчас входит Украина, предусмотрена запрещена на осуществление протекционистской политики через повышение ставок импортных тарифов, кроме того, запрещенными являются требования об исключении импортируемых товаров из национального режима налогообложения и регуляторных норм, прямого или скрытого субсидирования производителей, предоставление преференций при государственных закупок и тому подобное.

Стратегия импортозамещения использовали страны со слабой неконкурентоспособной обрабатывающей промышленностью, где спрос на промышленные товары удовлетворяется в основном за счет импорта. В свою очередь Украина сейчас имеет развитую промышленность, ориентированную на производство товаров конечного потребления.

Возвращаясь к актуальности импортозамещения для фармацевтической отрасли Украины, следует отметить, что сегодня отечественные фармпроизводители удовлетворяют почти 70% внутреннего спроса на лекарственные средства в натуральном выражении, и этот показатель в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Анализ структуры украинского рынка лекарственных средств, включая госпитальный и розничный сегменты, свидетельствует, что кризисный 2009 г.. Стал переломным для фармацевтического рынка - удельный вес препаратов отечественного производства стремительно растет. Так, по итогам 2010. Этот показатель увеличился с 26 до 30% в денежном и 65 до 69% в натуральном выражении по сравнению с 2008 Это обусловлено как опережающими темпами развития отечественного производства готовых лекарственных средств по сравнению с сегментом импорта, так и увеличением доверия населения к украинской продукции. По итогам 2009-2010 гг. Темпы прироста объема фармрынка, который покрывается отечественными фармпроизводителями, вдвое превысили таковые для сегмента импорта готовых лекарственных средств (см. « Еженедельник АПТЕКА »№ 4 (775) от 31.01.2011 г.. ).

В 2005-2010 гг. Объем импорта готовых лекарственных средств в денежном выражении демонстрировал стабильную положительную динамику, тогда как в натуральном выражении в этом сегменте в 2009-2010 гг. Зафиксировано уменьшение его объема относительно 2008 г.. В сегменте экспорта готовых лекарственных средств в денежном выражении в 2009-2010 гг. наметилась тенденция к опережающему развитию на фоне показателей импорта. Это обусловлено преимущественно подорожанием экспортируемой продукции, поскольку водоизмещение экспортных поставок демонстрирует сравнительно невысокую динамику (рис. 1).

Рис. 1

Динамика украинского импорта и экспорта готовых лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 2005-2010 гг.

По итогам 2010 г.. Объем импорта готовых лекарственных средств в Украине достиг 17 млрд грн. за 30 тыс. т, превысив показатель предыдущего года на 13% в денежном и 8% в натуральном выражении. Объем украинского экспорта в этот период на порядок меньше - 1400000000 грн. за 12,7 тыс. т, увеличившись на 33% в денежном и 2% в натуральном выражении.

Итак, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса в фармацевтическом сегменте в денежном выражении из года в год увеличивается, а в натуральном выражении в 2009-2010 гг. Удалось сократить эту разницу по сравнению с 2008 г..

Решает проект концепции импортозамещения ключевые вопросы дальнейшего развития отечественной фармацевтической промышленности? Редакция «Еженедельника АПТЕКА» обратилась к представителям профессионального сообщества с просьбой прокомментировать проект концепции в рамках общественного обсуждения. Сейчас мы предлагаем вниманию читателей комментарии по проекту концепции членов профессиональных ассоциаций, представляющих интересы зарубежных фармацевтических производителей. В следующем номере «Еженедельника АПТЕКА» тему импортозамещения будет продолжено с привлечением отечественных производителей.

В следующем номере «Еженедельника АПТЕКА» тему импортозамещения будет продолжено с привлечением отечественных производителей

Юрий Савко, исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных лекарств «АПРАД»:

- Прежде всего хочу отметить, что разработка и обсуждение данного проекта проходили в буквальном смысле «за закрытыми дверями» для ассоциаций, представляющих иностранных производителей лекарств, по крайней мере - для Ассоциации «АПРАД». Нас никто не информировал о намерении Министерства обсуждать вопросы импортозамещения, но и следовательно, - и не приглашал к работе над данным проектом. Насколько нам известно, к участию во всех совещаниях МЗ Украины, посвященных данной проблеме, также не были приглашены представители одной из ассоциаций иностранных производителей лекарств. В подтверждение этих слов предлагаю посмотреть хотя бы на список членов рабочей группы, созданной согласно приказу Минздрава от 18 марта 2011 № 82-Адм. Сразу можно увидеть яркий дисбаланс в представительстве.

К сожалению, вынуждены констатировать неготовность МОЗ Украины к открытому и всестороннего обсуждения проблемы, крайне важной для системы обеспечения населения страны лекарственными средствами. Вопросы, в частности поднимаются в проекте концепции, касающиеся здоровья украинских граждан, следовательно, без преувеличения можно сказать, что они имеют прямое отношение к национальной безопасности нашей страны. Обсуждение таких вопросов в закрытом режиме идет в разрез с принципом прозрачного формирования и реализации государственной политики, задекларированным руководством страны. И здесь нельзя не согласиться с авторами проекта, которые утверждают, что в государстве «не сформирована эффективная система партнерских отношений государства и бизнеса и его социальной ответственности». Появление проекта концепции хорошо иллюстрирует этот тезис.

По нашему мнению, указанный в проекте оптимальный вариант решения проблемы импортозамещения путем разработки отечественных инновационных лекарственных средств не соответствует цели такой государственной целевой программы. Если ставится задача взаимозаменяемости импортированного лекарственного средства отечественным препаратом, то этот препарат должен быть терапевтически эквивалентным импортируемом и адекватно заменять его в клинической практике. Инновационный препарат имеет целью открытия новых подходов в лечении заболеваний. Он первый в мире регистрируется на основе полной документации относительно его качества, безопасности и эффективности, и именно с ним сравнивают аналогичные лекарственные средства.

Кстати, в проекте концепции при определении проблемы импортозамещения ґенеричних лекарственных средств и биотехнологических препаратов и вакцин не учитывается разница между этими препаратами. Биотехнологические лекарственные средства и вакцины не относятся к ґенеричних лекарственных средств. Они отличаются в части фармацевтической разработки, доклинических исследований, клинических испытаний. Поэтому эти категории препаратов должны быть отделены, и подходы к их разработок должны быть разными. Не говоря о том, что ресурсы (временные, финансовые и производственные), необходимые для разработки инновационного препарата, совершенно не соизмеримы с цифрами, заложенными в проекте Концепции. Для примера приведу данные по прогнозу расходов крупнейших мировых фармацевтических компаний на разработку и исследования в 2016 (рис. 2)

Рис. 2

Прогноз топ-10 R & D-бюджетов мировых фармкомпаний на 2016

Мы не отрицаем, что переход отечественной фармацевтической промышленности к инновационно-инвестиционной модели имеет важное значение для дальнейшего развития, но такой подход не касается предложенной проектом концепции программы развития импортозамещающих производств в Украине за счет государственных средств.

Очень странным в проекте выглядит требование отменить законодательную норму защиты эксклюзивности данных (статья 9 Закон Украины «О лекарственных средствах» ), А также внести ограничения в регистрации для лекарственных средств зарубежного производства. Реализация таких требований будет грубым нарушением норм действующего законодательства Украины относительно регистрации лекарственных средств, международных соглашений и рекомендаций ВОЗ, а также международных обязательств Украины при вступлении в ВТО.

Отмена законодательных механизмов защиты прав интеллектуальной собственности, в частности эксклюзивности данных, крайне негативно повлияет на международный имидж Украины и ее инвестиционную привлекательность и не только. Такое требование не имеет ничего общего с расширением доступа граждан Украины к качественным, эффективных и безопасных лекарственных средств, но вне всякого сомнения имеет яркий протекционистский характер и направлена ​​только на защиту интересов отдельных заинтересованных бизнес-групп.

Инициаторы данного положения проекта Концепции полностью искажают суть защиты прав интеллектуальной собственности в фармацевтической отрасли, умалчивая вполне обратный эффект от уничтожения механизмов ее защиты, а именно - снижение доступности инновационных препаратов для украинских пациентов в ближайшей перспективе. Кстати, наличие такого требования в документе рядом с утверждением о необходимости инновационного развития отечественной фармацевтической отрасли просто несовместимы. Каким образом после отмены нормы закона о защите эксклюзивности данных отечественные производители инновационных лекарственных средств собираются защищать себя от недобросовестных местных конкурентов в будущем?

Хочу также обратить внимание инициаторов нивелирования защиты интеллектуальной собственности на следующие, уже сегодня вполне предсказуемые последствия такого действия: это не только приведет к сокрушительный удар по международному имиджу Украины, перекроет пути для инвестиций, трансфера новейших знаний и технологий в отечественную фармацевтическую отрасль. Следствием также станут необратимые репутационные потери высшего руководства страны в том непростом геополитическом диалоге, который ведут Президент и дипломатическая команда Украины.

Тезис проекта Концепции о необходимости ограничения импорта лекарственных средств можно прокомментировать в историческом контексте. Нужно напоминать, до чего довело Румынию решение Николае Чаушеску досрочно вернуть все внешние заимствования в 1980-е годы? Другими словами - было принято решение сделать страну независимой от внешнего мира и жить по «своими собственными» экономическими законами? Из проекта Концепции создается впечатление, что авторы имели целью достичь именно такой «независимости» от импорта лекарственных средств, а не позаботиться об украинском пациента. Задекларированная постепенная замена импорта лекарств теми, что производятся или будут в будущем производиться в Украине, есть как минимум экономически необоснованной, если не утопической.

Утверждение предложенной программы импортозамещения негативно повлияет на переговоры с ЕС о Зоне свободной торговли

Относительно места иностранных производителей в сегменте государственных закупок, хотел бы подчеркнуть следующее: присутствие препарата в сегменте государственных закупок должна определяться исключительно его эффективностью, качеством и безопасностью, его практической необходимостью для пациентов, и должно базироваться на фармако-экономических расчетах, а не диктоваться любой каким документом. Наличие препаратов на рынке не может определяться их «паспортными данными». Мы считаем, что таким образом происходит подмена самой сути расширение доступа граждан к качественным эффективных и безопасных лекарств.

Следующее замечание о государственных закупках: указанная в проекте проблема по расходам преобладающей доли государственных средств на закупку импортных лекарственных средств и только незначительных сумм - на закупку препаратов, производимых фармацевтическими предприятиями Украины, не связанная с отсутствием соответствующих препаратов отечественного производства, а лишь с несовершенной системой государственных закупок.

Что касается вопроса качества отечественных аналогов препаратов зарубежного производства, то в проекте качество лекарственного средства сведена только к требованиям Европейской Фармакопеи, не соответствует определению качества лекарственного средства как в соответствии с Законом Украины «О лекарственных средствах», так и с требованиями европейских и международных стандартов. Утверждение о значительном снижении цен на отечественные лекарственные средства в случае реализации предложенного проекта импортозамещения ничем не обосновано и вызывает сомнения, поскольку отечественное производство лекарств осуществляется на основе активных субстанций зарубежного производства, составляющие до 45-50% стоимости продукции.

И еще одно существенное замечание - утверждение такой программы импортозамещения негативно повлияет на переговоры с ЕС о Зоне свободной торговли (ЗСТ). Введение импортозамещения и предоставление преференций отечественным производителям противоречат самой концепции ЗСТ и свободному перемещению товаров, работ и услуг между государствами.

Принятие государственной программы развития импортозамещающих производств в Украине в предложенном проектом варианте также не выполнит как своей основной задачи - повышение доступности лекарств для населения, так и главной цели - повышение уровня здоровья нации. Ссылка же на опыт развития программ импортозамещения в Российской Федерации или Казахстане есть по крайней мере некорректным, поскольку программы указанных стран не содержат таких откровенно дискриминационных относительно иностранных производителей лекарств положений.

В этом же контексте хочу подчеркнуть, что реализация государственной целевой программы «Развитие импортозамещающих производств в Украине и замещения импортируемых лекарственных средств отечественными, в том числе биотехнологическими препаратами и вакцинами» противоречит нормам действующего законодательства Украины и международным соглашениям, которые были подписаны Украиной при вступлении в ВТО .

Возвращаясь к основному вопросу повышения доступности лекарств для населения и рост уровня здоровья нации и лекарственной безопасности Украины, мы считаем, что для этого существуют другие, действительно эффективные способы, и некоторые из них даже упомянутые в предложенном проекте.

Несомненно, эффективным для решения проблемы доступности будет переход к модели государственного медицинского страхования и введение системы реимбурсации. Если переход в государственный медицинского страхования действительно требует времени для серьезной подготовки и основательной реформы системы здравоохранения, то введение системы реимбурсации даст положительные результаты в недалекой перспективе.

Одними из бесспорно положительных результатов станут как повышение доступности лекарственных средств для украинских пациентов, так и постепенное снижение цен на важные в социальном плане группы лекарственных средств. Залогом такого снижения будет постоянное участие государства в процессе закупок, в частности - через проведение переговоров с производителями; экономически обоснованным определением объемов необходимых лекарств, которое будет базироваться на доказательной медицине; переход в закупках от принципа «цена упаковки» к принципу «качество и конечный результат лечения».

Важным фактором успеха системы реимбурсации также прозрачный процесс формирования списков возмещения и перечня болезней. Здесь Ассоциация «АПРАД» и в дальнейшем готова всячески содействовать государственным органам путем предоставления экспертной помощи и привлечения соответствующего международного опыта.

Еще одним шагом для достижения задекларированной цели государственной программы повышения доступности лекарств для населения является создание условий для локализации производства импортных лекарств. Формирование инвестиционной привлекательности фармацевтического сектора Украины гарантировать не только расширение трансфера знаний и новейших технологий в фармацевтической отрасли и увеличение количества иностранных производителей, которые будут осуществлять хозяйственную деятельность на территории Украины в статусе резидентов.

Улучшение инвестиционной привлекательности страны, несомненно, будет способствовать увеличению контрактного производства и других форм локализации. При глубинного реформирования системы здравоохранения чисто экономические факторы безусловно окажут позитивное политический и социальный эффект.

Производители инновационных лекарств готовы поддержать такую ​​государственную программу развития отечественного фармпроизводства, гарантирующую соблюдение двух следующих условий - существование эффективных механизмов защиты прав интеллектуальной собственности и отсутствие протекционистских положений.

В завершение хочу отметить, что любые системные изменения требуют многостороннего диалога всех заинтересованных участников - государства, бизнеса и пациентов. Обеспечение такого диалога является одной из функций государства. Эффективность такого диалога базируется на умении слушать друг друга и принимать совместные решения. Ассоциация производителей инновационных лекарств «АПРАД» может привнести в такой диалог не только полезен международный опыт реформирования и развития системы здравоохранения в других странах, но и положительный опыт нравственного проведения такого диалога.

Владимир Игнатов, исполнительный директор «AIPM Ukraine»:

- К сожалению, проект Концепции готовился узким кругом специалистов без привлечения профильных Ассоциаций, представляющих интересы международной фармацевтической индустрии.

Предложенный рабочей группой МЗ Украины проект концепции отражает не только устаревшие подходы профильного Министерства к координации обеспечения лекарственными средствами населения, но и демонстрирует неправильное позиционирование его места в воздействии на потребление лекарственных средств в стране. Украинский фармацевтический рынок на 85% финансируется пациентом, а доля МЗ составляет, соответственно, около 15%.

Важно напомнить и о том, что около 70% рынка в натуральном выражении составляют препараты локального производства и в связи с этим локальные производители занимают очень сильные рыночные позиции. Наверное, это один из немногих потребительских рынков, где препараты локального производства занимают львиную долю в натуральном выражении.

Вряд ли концепция импортозамещения интересна для представителей передовой, ориентированной на экспорт, украинской фармацевтической промышленности

По моему мнению, сейчас Минздрав Украины не должен заниматься импортозамещением. Украинский пациенту не суть важно, кто производит лекарства, важно, чтобы они были эффективными. Трудно понять, почему для профильного Министерства важно, к кому попадают в конечном итоге эти ресурсы (полученные в основном из кармана пациента) - до украинских или иностранных производителей, ведь главным приоритетом МОЗ Украины в фармацевтической сфере является качество и доступность лекарственных средств для населения.

Тезис о «вывоз денег из страны» так же далека от истины. Иностранные компании активно инвестируют деньги в Украину. Они платят достаточно высокие зарплаты тысячам своих сотрудников, спонсируют и оплачивают львиную долю всех расходов на издание медицинской литературы, обучение специалистов современным технологиям диагностики и лечения различных нозологий, проведение в стране специализированных мероприятий для врачей. Участие украинских врачей в международных конгрессах, их стажировки и обмен клиническим опытом также возможны только при их финансовой поддержки.

Тем не менее, по моему мнению, по концепции импортозамещения скрываются интересы тех, кто хотел бы перекачать государственные деньги в карман частной украинской фармацевтической индустрии под маркой защиты интересов локального производителя, избежав при этом ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности и качество и безопасность продукции выпускаемой продукции.

Вряд ли концепция импортозамещения интересна для представителей передовой, ориентированной на экспорт, украинской фармацевтической промышленности - они понимают, чего стоят такие разговоры в странах, куда они экспортируют свои товары. Тогда возникает закономерный вопрос - а кому это выгодно?

В этом контексте считаем необходимым:

  1. Обратить внимание на противоречия программы импортозамещения МОЗ Украины в контексте членства Украины в ВТО.
  2. Проанализировать программу, учитывая опыт России, исключила дискриминационную часть регулирования, учитывая будущее членство в ВТО. В украинской программе эта дискриминация не устраненная. Дополнительно в Российской Федерации поддерживается и финансируется государственная программа обеспечения лекарственными средствами, активно способствует трансфера технологий в страну.
  3. Предложить превратить эту программу в общий комплекс мероприятий по снижению финансовой нагрузки на систему здравоохранения и пациентов.

Конкретными предложениями для осуществления этого комплекса мер могли бы стать:

  • оптимизация условий государственных закупок;
  • релевантные сроки годности препаратов для проведения закупок;
  • равномерное финансирование потребности в препаратах вместо одноразовой годовой закупки;
  • децентрализация процесса закупок как механизм борьбы с коррупцией и учета потребности конкретного пациента в определенных продуктах;
  • введение системы реимбурсации как стабильного фактора, будет способствовать трансфера технологий на рынок со стабильным потреблением;
  • стимулирование проведения клинических испытаний на территории страны;
  • поощрение бесплатного получения врачами (а через них - пациентами) образцов препаратов со стороны компаний;
  • создать программу содействия трансферу технологий, не только производственных, но и маркетинговых и R & D (иначе в стране может появиться много производственных площадок, которые будет нечем загрузить, о чем свидетельствует опыт России).

Елена Приходько,
фото Сергея Бека

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Здесь Основные этапы на критическом пути, затронутом этим?
Что привело к резкому росту запасов энергии Блэкберд?
Что привело к резкому росту запасов энергии Блэкберд? Браун подводит итоги Видение создания игры, богатой жидкостью, которой 100% будет принадлежать Blackbird, которая будет иметь масштаб, который будет существенным для институциональных инвесторов, и будет в коридоре, где бурение будет идти к нашим землям, чтобы мы могли использовать чужие деньги на разрисовку и разграничение ресурса. Мы были рано к игре. Нам нужно было захватить / приобрести

Возникает вопрос: приведет реализация программы импортозамещения в фармацевтической отрасли, предусмотренное проектом концепции, к ожидаемым результатам?
Приведет реализация программы импортозамещения в фармацевтической отрасли, предусмотренное проектом концепции, к ожидаемым результатам?
Решает проект концепции импортозамещения ключевые вопросы дальнейшего развития отечественной фармацевтической промышленности?
Нужно напоминать, до чего довело Румынию решение Николае Чаушеску досрочно вернуть все внешние заимствования в 1980-е годы?
Другими словами - было принято решение сделать страну независимой от внешнего мира и жить по «своими собственными» экономическими законами?
Тогда возникает закономерный вопрос - а кому это выгодно?
Что привело к резкому росту запасов энергии Блэкберд?
Что привело к резкому росту запасов энергии Блэкберд?