Фома Аквинский

Ф. Аквинский явился систематизатором схоластики и реформатором католической церкви. Столкнувшись с проблемой противоречия веры и разума, он пытался примирить эти две категории. По его мнению, религия и философия отличаются друг от друга по источнику истины, поскольку философия опирается на разум, наука на опыт, а религия на откровение. Но из этого следует возможность не противостояния, а дополнения.

Церковные догматы необходимо было, каким либо образом, обосновать с тем, чтобы они стали бы понятнее обывателю и укрепили его силы для веры. Поэтому Ф. Аквинский проявил недюжинные интеллектуальные усилия для обоснования существования Бога.

Аквинский формулирует пять так называемых доказательств существования Бога.

Первое доказательств: все в мире существует в состоянии постоянного движения, где движение одной вещи является в свою очередь причиной движения другой вещи и далее. Такое движение когда то имело какую то начальную стадию, при которой движения, как такового не существовало и потому необходим был своего рода первоначальный толчок чтобы движение возникло. Этот толчок и был произведен Богом.

Второе доказательство, по Аквинскому состоит в том, что первый толчок по существу явился первопричиной, которой и является сам Бог.

Третье доказательство поясняет, что все в мире является случайным за исключением Бога, роль которого в данном случае сводится к обеспечении необходимости этих случайностей.

Четвертое доказательство гласит, что мир состоит из вещей и степень совершенства этих вещей должна изначально задаваться неким абсолютным совершенством каковым и является Бог.

Пятое доказательство поясняет, что поскольку все в мире целесообразно, то также изначально эту целесообразность задает Бог.

Однако рациональное обоснование Бога по Аквинскому все же наталкивается на некоторые пределы, которые не поддаются обоснованию. Это относится к тому, что Бог един в трех лицах (троица), догмат о возникновении мира из ничего, первородный грех, воскрешение из мертвых и пр. Однако по Аквинскому это не значит, что эти догматы неразумны. Они, напротив, являются сверхразумными. Аквинский заявляет, что философия ниже теологии, поскольку божественная мудрость выше человеческого разума.

Аквинский считал, что теология философична, а философия теологична, а рассогласование этого тандема ведет человека к греховному любопытству, поскольку вера сближает человека и Бога а знание напротив отвращает.

Карта
rss
Карта