Главная > Русская философия > Религиозно-этические воззрения Толстого

Религиозно-этические воззрения Толстого

Религиозно-этические воззрения писателя сложились в период 1870-1880 году, когда он пережил глубокий духовный кризис. Его взгляды получили название «толстовство». Толстой считал неправедной жизнь людей высшего общества, которые живут за счет своих крестьян. Каждый человек должен сам предпринимать меры для добывания своего хлеба и потому только жизнь трудящихся может иметь оправдание в первую очередь крестьянства. Толстой подвергал осуждению угнетение и эксплуатацию, а также насилие и несправедливость. Жизнь должна быть преобразована, но преобразование должно носить исключительно мирный характер, поскольку насилие может породить только ответного характера насилие, и потому не может быть эффективным способом.

Центральное место в его толстовстве занял тезис о непротивлении злу насилием. Этот тезис не является новым и своими корнями уходит в христианское и буддийское мировоззрение. Этот тезис в учении Толстого он получил всемирную известность.

Непротивление злу насилие Толстым воспринималось как активное действие в виде комплекса мер, которые могли бы нейтрализовать насилие государственной власти путем отказа во всех государственных мероприятиях армии, полиции, отказ от уплаты налогов.

В этот период времени в России и в других зарубежных странах возникли движения толстовцев и некоторые из них существовали достаточно длительное время. Это учение стало теоретическим основанием для стратегии и тактики антиколониальной борьбы политического лидера Индии М. Ганди. При этом такая тактика оказалась настолько успешной, что в итоге Индия получила независимость ненасильственным путем.

 


Рекомендуем:

  1. Верю и понимаю. У.Оккам Его лозунг: Верю и понимаю. В отношении проблемы универсалий Оккам...

Русская философия


Карта
rss
Карта