Анаксагор

Анаксагор ( 500-428 до н.э.) родом из Клазомены (Иония) долгое время жил в Афинах куда приехал по приглашению Перикла, после чего вернулся в Ионию, поскольку был обвинен в безбожии.

Анаксагор считал первоначалом всех вещей так называемые гомеомерии – семена всех вещей. Это есть, по его мнению, мельчайшие частицы, каждая из которых является носителем определенного качества. Эти семена вечны и неизменны и любая вещь содержит гомеомерии всех видов. Свойство вещей определяется преобладанием тех или иных гомеомерий. Скажем в железе больше всего гомемерий железа, в огне огня. Но в каждому из них присутствуют также гомеомерии того и другого, но в разных пропорциях, также как и всех остальных видов. Изменение и превращение вещей связывается с изменением количественных характеристик гомеомерий.

То же самое относится и к самим гомеомериям, из которых каждая содержит гомеомерии более мелкие, и всех качеств.

Также как и прочие этот философ не так уж далек от истины, поскольку действительно почти в любой взятой наугад вещи мы, при лабораторном анализе сможем найти, пусть даже на молекулярном уровне, те или иные доли иных веществ.

Анаксагор был уверен, что все может быть делимым и даже мельчайшая частица материи что-то содержит от каждого элемента.

В качестве движущей силы, по мнению Анаксагора, является Мировой ум (Нус). Этот мировой ум не только является движущей силой мира, но также силой познавательной.

По его мнению, ум является субстанцией, которая входит в состав всех живых существ и отличает таковых от мертвой материи. При этом ум имеет власть над всеми, обладающими жизненными функциями, вещами, он ими управляет и сам по себе является бесконечным. Ум является источником любого движения, вызывая вращение которое затем распространяется по всему миру, приводя к тому, что все легкое уходит на периферию, а тяжелое в центр. Анаксагор считал, что ум животного не хуже чем у человека, но у последнего есть то преимущество, что он имеет еще и руки и потому все различия между умом человека и животного являются кажущимися.

Анаксагор оказал значительное влияние на Демокрита и Сократа. Его учение об уме получило дальнейшее развитие в учениях Платона и Аристотеля. Что касается его учения о гомеомериях, то в XX веке достижения квантовой механики позволили некоторым физиками прийти к выводу, что элементарные частицы в большей степени имеют сходство с гомеомериями Анаксагора, чем на атомы Демокрита.

Карта
rss
Карта