Ориген

Древнегреческий философ ( 185-253). Родился и длительное время проживал в Александрии. Там же возглавил философско-христианскую школу. Согласно некоторым источникам Ориген с целью избегнуть плотских искушений совершил сам с собой оскопление. В дальнейшем переехал в Палестину, где открыл свою школу. Во время антихристианских гонений был арестован, брошен в тюрьму где умер вследствие пыток.

Ориген разработал учение о трех смыслах уровня Библии.

Первый уровень телесный, второй – моральный, третий духовный, философско-космический, являющийся наиболее глубоким.

Развивая свое понимание смысла Библии, опирался на языческие учения стоицизма и неоплатонизма где искал доказательство и обоснование положений христианства. Полагал, что языческая мудрость является подготовкой к христианскому восприятию вероучения.

По его мнению, до создания времени Бог единым актом создал некое число духов, обладавших способностями воспринимать Бога и уподобляться ему. Один из таких духов с большей любовью устремился к Богу и неразрывно с ним слился, стал его носителем. Это и является той душой, с помощью которой Христос воплотился на Земле, поскольку непосредственное воплощение Бога на Земле немыслимо. Прочие духи поступали по-разному, после чего возникло три вида существ.

  1. Ангелы различных категорий, которые с различной силой устремились к Богу.
  2. Демоны различных мастей, которые отвратились от Бога также каждый по-разному, и с разной силой.
  3. Люди, оставшиеся в некотором равновесном состоянии между Богом и от Бога.

 

Поэтому высшей целью творения является причастие к божьей полноте. Падение со стороны некоторых духов вызвало со стороны господа ответную реакцию. Поскольку Бог не признает принудительные действия и духи являются свободными, то Он создает физический мир. В этот мир и падают первозданные духи, не признавшие Бога. Там эти души испытывают на себе все проявления и последствия зла, однако имеют шанс следования путем добра. Такое положение приводит этих душ к обращению и приведению в прежнее состояние.

Тем самым утверждается, что наш видимый физический мир является средством для исправления заблудших душ, своего рода воспитательным приютом с жесткими правилами жизнедеятельности. Нашему физическому миру предшествовало множество аналогичных миров и потому души, не обратившиеся к Богу в одном мире, имеют такую возможность в других последующих мирах. Так, что для простых смертных того времени не все еще было потеряно.

Ориген проповедует полное спасение как неизбежность и возвращение к Богу для всех духов и даже для самого дьявола и потому состояние всех адских мук является временным явлением

Идеи Оригена вызвали осуждение христианской ортодоксальной церкви. Так для нее неприемлемо было неизбежное спасение всех без исключения душ; существование бесконечного количества физически осязаемых миров, предшествовавших нашему миру; заимствование у Платона учения о предварительном существовании душ; учение о душе Христа как тварном духе, который вдруг стал носителем божественного начала.

Несмотря на то, что эдиктом императора Юстиниана Ориген был признан еретиком, его учение оказало влияние на многих церковных деятелей и на средневековую философию.

Карта
rss
Карта