Анаксимандр и Анаксимен

Даты жизни этого философа неопределенны, особенности его биографии неизвестны. Больше известны его философские взгляды. Так, он полагал, что первоосновой является не вода или какая либо другая известная субстанция а некая первичная основа которая все объемлет. Эта первичная субстанция превращается в различные известные нам субстанции, которые могут переходить друг в друга.

Следует здесь уяснить особенности греческого мышления. Для этого мировоззрения понятие «справедливость» несет не только этическую категорию, но и категорию некую материальную, согласно которой, например, по Анаксимандру, вода, огонь и земля должны находиться между собой в определенном равновесии и определенной пропорции. Они есть, что- то вроде самих богов, каждый из которых имеет свои владения, но постоянно стремится их расширить и вторгнуться в чужую ему среду. Однако имеет место некий единый естественный закон справедливости, который не позволяет какому-либо из этих трех элементов преодолеть установленные границы и этот закон восстанавливает равновесие мира, поскольку в противном случае один из элементов полностью подавил бы остальные элементы. В этом греки понимали справедливость как некую высшую силу, постоянно приводящую все в порядок. Философ рассматривал эти стихии как явления противоположные друг другу по всем качественным характеристикам. Если бы один из этих элементов доминировал, то остальные погибли бы и потому первичная субстанция должна быть нейтральной.

Согласимся, что здесь есть рациональное зерно. Мы видим, что Земля как планета находится в некоем взвешенном состоянии, при котором небольшое изменение физических законов чревато угрозой гибели цивилизации. К этому можно добавить, что любое небольшое количественное изменение параметров в электрически нейтральном атоме приведет к полному развалу всей системы мироздания в целом.

Анаксимандр полагает о существовании вечного движения в ходе которого образуются миры, а в не результате божественного творения.

Об Анаксимандре говорят, что он первым создал карту, утверждая, что земля имеет форму цилиндра. Солнце он считал равным земле или несколько превосходящим ее.

Из милетской триады последним является Анаксимен. Этот философ делает один из важных шагов. Даты его жизни и смерти неопределенны, но жил он явно после Анаксимена.

Анаксимен заявлял, что основой всего сущего является воздух и все зависит от степени сгущения воздуха. Так, из воздуха состоит душа, сам воздух являет себе первоначально в разряженном состоянии в форме огня, после чего, сгущаясь, образует воздух в собственном смысле слова, затем воду, а при дальнейшем сгущении уже твердые тела.

Землю по форме он считал дискообразной, объемлемой воздухом.

Милетская школа характеризуется не достижениями, а исканиями. Философские конструкции рассматриваемых трех философов следует определять как своего рода рабочие гипотезы и к тому же имеющие под собой не только рациональную основу, но и философские догадки.

Приходиться удивляться таким смелым догадкам этих мыслителей, которые хоть и в несколько ином научно конкретизированном и дополненном виде проявились в наше время.

Следующая стадия развития греческой философии относится к Южной Италии, где огромное влияние оказал такой известный мыслитель того времени как Пифагор.

 

Карта
rss
Карта