Мир по Соловьеву
Так, по его мнению, внешний мир, который существует в нашем сознании нам открывается как множество элементов атомов или монад или вечных и неизменных причин составляющих основания всякой реальности, из которых слагаются все предметы или явления и на которые это бытие может распадаться. Сами эти элементы, которые являются вечными и неизменными к тому же неразложимы и неразделимы. Однако, так, как представление о мире возникает в сознании человека под влиянием Абсолюта то соответственно можно предположить, что такая множественность является атрибутом и самого Абсолюта.
Атомы издалека воздействуют на человека и порождают в нем соответствующие представления. Происходит это потому, что они сами обладают некоей динамической силой и воздействуя на субъекта сами в свою очередь подвергаются воздействию и потому обладают сознанием и таким образом своего существа.
Сущность каждого такого существа есть идея как субъективная, так и объективного характера. Под идеями у Соловьева понимается нечто близкое к обозначению понятий как у Платона. Между этими идеями – понятиями имеют место логические отношения, и потому в итоге возникает пирамида идей и отношении подчинения. Вершиной такой пирамиды является идея блага или любви.
Каждый конкретный человек понимается как клетка в составе всего организма, представляющего человечество, в то время как само человечество сопоставляется с органом некоего божественного организма метафизического характера.
Абсолют проявляет себя в природе и реализуется в действительности во множестве форм. Материя является такой формой сущего, без которого оно существовать не может. Природа есть органическое тело бога и при этом любой материальный объект содержит в себе искру божью.
Все мировое множество форм являет собой единство и носителем этого единства является София, понимаемая как Душа Мира.
Соловьев оказал значимое влияние на последующее развитие русской философии.